Антарктическая легенда

Евгений Дмитриевич Кравченко - «Антарктическая легенда".

Командир Мячковского Антарктического отряда Полярной авиации.

Один из сильнейших полярных летчиков планеты, налетал в Арктике и Антарктиде около 17 тысяч часов, проведя непрерывно в их небе почти два года. Он был участником 13 высокоширотных экспедиций в СССР, а также 13 советских антарктических экспедиций (из них двух - с зимовками). По этому показателю с ним не сравнится ни один летчик в мире. Работая на Шестом континенте, он совершил столько уникальных рейсов, что, по признанию самих полярников, стал «антарктической легендой". Лауреат Государственной премии СССР Е. Кравченко сохранил в отрядах, которыми командовал, лучшие традиции Полярной авиации.

....На Востоке сегодня минус шестьдесят семь. Посадка при такой температуре невозможна, - повторил Кравченко. - Вы понимаете, что техника не
приспособлена для таких температур. Остывают головки цилиндров, стынет масло в трубопроводах, бензин в кристаллы превращается. У меня на таком морозе двигатели встанут. Все молчали.

...летали в таких условиях, в каких там, на Большой земле, ни один руководитель полетов и самолет на полосу не выпустит. Садились там, где еще никогда не садились самолеты. «Ну ребята, если бы Чкалов увидел, что вы тут выделываете, у него бы волосы дыбом встали», - говорили полярники.

...Молодежная - Мирный - Восток. Впереди был полет на Восток - 1 5 тыс. км от Мирного. Только что в Мирный пришла радиограмма от синоптиков Молодежной, где получают не только данные со всех станций, но и снимки со спутников погоды: «Моменту прилета Восток прогнозируется температура минус 65-67 градусов». Кравченко решил вылетать утром.

17 марта в 3 часа 48 минут самолет Ил-14 с бортовым номером 41808 поднялся над обсерваторией Мирный и пошел, набирая высоту, от берега океана в глубь континента, в глубь Антарктиды. На борту кроме экипажа - врач Леонид Маврицын и старший инженер авиаотряда Аркадий Колб.

...на Востоке ни за какую технику нельзя ручаться. Там, на морозе, на высоте 3488 м, любой «движок» работает вполсилы. Восемь человек летели в самолете над бесконечной пустыней, над которой никто в это время никогда не летал. Почти четыре часа над мертвой пустыней. Кравченко взглянул на часы 7.52. До Востока - всего час. Дорога почти не видна - присыпана снегом. Колея петляла - видно, «Харьковчанки» блуждали, пытаясь отыскать дорогу.

... В 8.30 они увидели впереди черные точки. Боялись радоваться, боялись ошибиться. А вдруг это опять какие-нибудь замысловатые заструги? Все
вглядывались вперед, чуть ли не лбом прижимаясь к стеклу. И точки стали расти, превращаясь в вышку буровой. Домики. Станция. Полоса. Впереди Восток с температурой ниже 60°. Что такое «восточный» мороз для Ил-14, Кравченко понял еще 20 лет назад, когда был вторым пилотом. Тогда он впервые увидел, как металл превращается в пергамент.

Сесть можно. Но никто не гарантирует, что лыжи не примерзнут и удастся взлететь. Не удастся - значит, зимовка на Востоке. Кравченко сказал экипажу: - Будем садиться, но без остановки. Откройте дверь. После посадки сбросьте на полосу весь груз. Ил-14 плавно коснулся снежного наста. Останавливаться нельзя. Лыжи примерзнут в момент. Потом их никакая сила не сдвинет. Не сдвинет - значит, зимовка. Через 10 минут двигатели остынут, выйдут из строя. Подрулил, поставил самолет на лед. Скомандовал: - Больного на борт! Быстро! Двигатели не останавливали. Они и так замерзают, и так вот-вот заглохнут. Со своих мест ни Кравченко, сидевший в кресле второго пилота, ни Белов не вставали. Кравченко высунулся в форточку, посмотрел, как по лесенке спустился механик, как подняли носилки, и посмотрел на щиток с приборами. Уже 55 секунд они стоят на месте. Долго. Ужасно долго. Он знал: сейчас снег под лыжами проседает. Лыжи могут примерзнуть.

- Быстрее! Быстрее! Носилки втащили, дверь захлопнули. Полторы минуты простоял самолет на Востоке. 90 секунд. 90 секунд никто из них не знал, смогут ли они сдвинуть самолет с места. Прибавили оборотов. Ил-14 сдвинулся, пошел, увеличивая скорость, разбегаясь. Кравченко тянул штурвал, вдавливая его чуть ли не в живот. И в самом конце полосы лыжи оторвались от снежного наста, самолет пошел вверх. Когда прилетаешь с Востока в Мирный и спускаешься по лесенке, первое время стоишь и не можешь надышаться. Дышишь, словно пьешь какой-то живительный бальзам. Только после того, как спустишься с Востока к берегу океана, ощущаешь, каким вкусным, каким легким бывает воздух. И только в Мирном понимаешь, как тебе было тяжело дышать там - на Востоке.

Все стояли у самолета и дышали, отходили от высоты, от напряжения, не отступавшего от них почти девять часов, пока они шли на Восток и обратно.

Евгений Дмитриевич Кравченко садился на «Эстонию» с хорошим настроением. Теперь зимовка на Востоке пройдет, наверное, нормально.

Когда еще «Эстония» не дошла до Ленинграда, полярники узнали: 12 апреля на станции Восток сгорела дизельная электростанция. Погиб начальник экспедиции Алексей Карпенко. Люди остались зимой на Полюсе холода без тепла и света.

Через 276 дней после пожара на Восток пришел санно-тракторный поезд. Затем прилетела новая смена. Кравченко ждал каждую радиограмму с Востока. Вздохнул спокойно, когда узнал: выжили.

К этому времени он уже снова собирался в Антарктиду.




Однажды на взлете их машина заюлила по полосе, на секунду потеряла управление. Вдруг экипаж почувствовал легкий толчок. Они бы из него и
внимания особого не обратили, но штурман глянул за борт и присвистнул: «Полплоскости - на полосе». Крылом они задели оттяжку антенны, треть крыла
отвалилась моментально. Застопорили моторы. Чем будешь латать? Попробовали плоскогубцами хотя бы загнуть торчащие куски металла. Металл крошился, как стекло. Заклеить? Клей на таком морозе не пристает. Механик ровненько подрезал ножовкой край крыла и самолет пошел на взлет. Это был последний рейс на Восток: не взлетят - зимовать. Они взлетели. И всю дорогу «шли бочком»- самолет заваливался на борт. В Мирном сделали новую плоскость.


Похороны экипажа Ил-14 СССР 04193 В. С. Заварзина.

Кладбище авиаторов на станции Молодёжная.